Частный детский сад. Как сделать правильный выбор?
Отдать малыша в детский сад? Довериться нянечке или гувернантке? Или оставить мечты о карьере и воспитывать любимое чадо самостоятельно? Ответ на эти сложные вопросы рано или поздно ищет каждый родитель. О раннем развитии, идеальном педагоге и о том, как выбрать правильный и безопасный детский сад, рассказывает Ольга Владимировна Шадрина, учредитель частного детского сада «Счастливое детство».
— Такое разнообразие выбора появилось неспроста. Дело в том, что дети совершенно разные. Нужно выбирать тот или иной вариант, исходя из интересов и особенностей развития конкретного ребенка.
Есть детки вообще «не садовские», для них поход в детский сад может стать психологической травмой: «За что меня мама отдала сюда? Что я сделал такого плохого?» Это случается. И, как правило, вместе с ребенком начинает страдать мама, казня себя за желание строить карьеру и зарабатывать иногда просто необходимые для существования деньги.
Психологическое здоровье ребенка стоит на первом месте, поэтому лучший вариант для детей, не сумевших пройти адаптационный период в саду, — это няня или гувернантка дома, в абсолютном комфорте.
В последнее время часто сравнивают муниципальные сады и частные, пытаясь найти изъяны и у одних и у других. Давайте попытаемся выяснить лучшие стороны этих садов. Муниципальные сады, как правило, с богатым опытом, уникальными педагогическими материалами, большой площадью помещений и прогулочной территорией.
Программа частного образовательного учреждения ориентирована на индивидуализацию воспитательного процесса. В таком саду всегда небольшие, по восемь — десять человек, группы, число детей в которых может варьироваться в зависимости от сложности занятия. Ведь чем меньше группа, тем больше внимания получит каждый малыш. Поэтому самая большая разница между частными и муниципальными садами — это количество детей в группах.
Все остальное мы стараемся делать одинаково, так как главная задача каждого педагога — вырастить достойное, здоровое, морально и физически развитое поколение.
— А каковы критерии оценки качества садика? Все ли частные сады одинаковы?
— Если учредители сада настроены на создание комфортных и, главное, безопасных условий для жизни и здоровья детей, то вся деятельность организации будет выстроена в соответствии с требованиями Роспотребнадзора, Госпожнадзора. Поэтому обязательно поинтересуйтесь, есть ли у сада заключения от этих структур либо уведомления об обращении в эти органы; позвоните туда самостоятельно и уточните.
Взгляните на окна. Если есть решетки, значит сотрудников МЧС здесь никогда не было.
Роспотребнадзор всегда проводит жесткие и принципиальные проверки, но мы можем гордиться тем, что все четыре наших садика имеют положительные заключения по их результатам.
Удостоверьтесь в наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Поинтересуйтесь наличием медицинских книжек у работников. Если их нет, задумайтесь: кто будет работать с вашим ребенком?
Немаловажно посмотреть на меню. Оно должно быть составлено не менее чем на десять дней, причем в течение пяти дней блюда не должны повторяться. Блюда должны быть отварные, приготовленные на пару или запеченные в духовке. Решение быстро отдать своего ребенка в частный сад только потому, что он назван частным, легкомысленно. Надо в первую очередь убедиться в безопасности, а уже через время будет и педагогический эффект.
— Итак, родители приняли решение в пользу частного дошкольного учреждения и отправились на поиски оптимального варианта. Удобное месторасположение, качественный сервис и… безупречный воспитатель, — ведь именно с ним любимый малыш будет находиться на протяжении всей рабочей недели. Какой он, идеальный педагог? И есть ли такой?
— Безусловно, идеальные педагоги есть. При знакомстве с потенциальным воспитателем обратите внимание на уровень культуры. Присмотритесь к внешнему виду: опрятная одежда светлых тонов, лучше, если специальная, и аккуратный маникюр. Речь воспитателя должна быть грамотной: без слов-паразитов и явных ошибок, потому что воспитатель — это еще и образец для подражания.
Возраст от года до пяти — время активного формирования личности, ребенок поглощает за это время больше информации, чем за всю жизнь. Лев Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг, от новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние». Чтобы понять, как будет построен день вашего малыша, попросите тематический план на неделю (месяц), портфолио с детскими работами. У садика, который бережет свою репутацию, они будут обязательно. Здесь будут учить в соответствии с планом, а не тогда, когда захочется воспитателю.
Если малыш уже разговаривает, то оценить качество педагогического наполнения занятий вы сможете уже в первые две-три недели посещения садика, — ваше чадо порадует новыми песенками, стишками, рисунками и играми. Если ребенок не приносит информацию домой, то вы многое услышите и увидите на утренниках в детском саду. Если на утреннике выступают только оплаченные аниматоры, это указывает на низкий уровень работы педагогического коллектива.
— Вы затронули популярную сегодня тему раннего развития. Что стоит за этим понятием? Не повредит ли раннее развитие психологическому здоровью малыша?
— Часто родители проецируют свои несбывшиеся мечты на детей. Когда-то мама мечтала петь, но так и не получилось, пусть хотя бы дочь станет певицей. А что если на самом деле ребенок любит рисовать?! Важно развивать врожденные таланты и способности малыша. Несомненно, заниматься развитием нужно с самого раннего возраста. Однако важно в первую очередь определить для себя, что вы вкладываете в это понятие.
Большое заблуждение многих родителей: детский сад нужен для подготовки к школе. Нет, в приоритете в этом возрасте самообслуживание, социализация и разностороннее развитие, а не просто умение читать и писать. В школу должны приходить дети, у которых хорошо развиты навыки самостоятельности, умение слышать и выполнять задание. Богатый словарный запас и грамотное восприятие окружающего мира — вот самое важное, что должен давать детский сад.
Помимо развития, очень важно, чтобы ребенок вдоволь наигрался в детстве. В противном случае при прохождении психологического теста в школе первоклассник отдаст предпочтение игрушке, а не учебнику. Именно потому, что в садике ему в пять потоков давали знания.
Вкладывать в понятие «раннее развитие» нужно многостороннее развитие ребенка. На сегодняшний день государственные образовательные стандарты четко обозначили, что является педагогическим процессом. Это все время пребывания ребенка в детском саду, за исключением сна. Моет ли ребенок руки, одевается ли, играет ли, кушает ли — все это педагогический процесс. Так, во время еды мы учим ребенка пользоваться столовыми приборами, держать осанку, педагог может рассказать много интересного об ингредиентах блюда и о его истории.
Кропотливая работа воспитателя заключается в том, чтобы научить ребенка самостоятельно одеваться, обуваться, мыть ручки и тщательно их вытирать, — ведь в школе обучаться этим вещам будет некогда.
— То есть то, что останется с детками на всю жизнь?
— Совершенно верно. Попытаюсь разрушить одну сомнительную садиковскую традицию: по неизвестным причинам принято, чтобы ребята, раздеваясь перед дневным сном, складывали аккуратно свою одежду на стулья. Почему вещи должны лежать на стуле? Из-за этого многолетнего заблуждения мы потом годами не можем отучить от этой привычки своих мужей и сыновей. Поэтому банальная вешалка с плечиками — это уже залог того, что малышу с детства будет привит навык аккуратности и бережного отношения к одежде.
Еще одна задача педагога — развить у ребенка яркую фантазию. Читайте с ним больше книг, рассказывайте сказки. Ведь если малыш целыми днями смотрит мультики, у него никогда не разовьется образное мышление. Он никогда не представит свою Василису Прекрасную или свою Царевну Лягушку, эти образы навсегда останутся у него в воображении мультипликационным стереотипом.
— Не секрет, что взгляды на воспитание у родителей и педагога могут различаться. Стоит ли родителям вмешиваться в воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении?
— Конечно, я бы отдала предпочтение абсолютной степени доверия педагогу. В эту профессию идут люди, которые знают, что им придется работать с маленькими детьми. Они изначально любят этот возраст и стремятся к детям душой. Не бывает случайных людей в педагогике, их она «выжимает» очень быстро. Поэтому родителям нужно идти рука об руку с воспитателем. У нас, например, каждое полугодие проходят встречи с мамами и папами воспитанников, наша задача, чтобы они тоже были грамотными педагогами.
беседовала О.Жеребятьева