г.Краснодар, ЮМР
Птичка

Заметки логопеда

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения.

Формирование у детей грамматически правильной,  лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в контакт с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договариваться со сверстниками в игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко откладывает отпечаток на его характер. 

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков). Нарушение, как правило, широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. 

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В этой работе можно выделить такие этапы: 


I   ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (создание фонетико-фонетической базы)

Фонетическая база – овладение произношением всех гласных, а так же согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, Х и их мягких вариантов), исправление имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра и т.п. 

Фонематическая база – способность к воспроизведению: 

  • Сочетаний гласных звуков (АУИ, АОУИ, УОИА и т.п.); 
  • Слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками (ТА-ТО-ТУ, ПЫ-ПУ-ПА); 
  • Слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (ПА-КА-ТА, ДО-БО-ГО); 
  • Слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости – глухости (ДА-ТА, ПА-БА);  
  • Слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твердости – мягкости (ТА-ТЯ, ПА-ПЯ); 
  • Слов, близких по звуковому составу (БОК-БАК-БЫК). 

 

II  ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

На этом этапе в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков. 

 

Ребенку для повторения даются слова с легкопроизносимыми звуками, а слова с труднопроизносимыми фонемами предлагаются только для восприятия. 

 

1-я ступень – соотнесение звучания слов со зрительными символами, моделирующими их слоговой контур. 

2-я степень – воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков (АПТА-АПТО-АПТУ-АПТЫ). 

3-я ступень – отработка слов (словосочетаний), содержащих стечение согласных звуков. 

 

III ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАВЫКОВ ТОЧНОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА  

Ребенок отраженно проговаривает и заучивает: 

  • Слова, словосочетания и предложения;
  • Рифмовки и стихи;
  • Скороговорки;
  • Рассказы.

 

IV ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи).

 

ВОТ ПРИМЕРЫ ИГР В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ: 

 

«Бывает – не бывает?»

 

Инструкция: Послушай и скажи, бывает луна? А луна? 

 

Речевой материал: сова – сова, лапа – лапа, лиса – лиса, туча – туча, слоны – слоны, рука – рука, нога – нога, голова – голова и т.п.


 

«Исправь слово»

 

Инструкция: Послушай и скажи, есть ли такое слово «магазан»? Как надо сказать правильно? 

 

Речевой материал: «самалат» - самолёт, «газема» - газета, «телефан» - телефон, «тапата» - лопата, «масалёт» - самолёт, «равабей» - воробей и т.п.


 

«Какое слово длиннее?» (короче?)

 

Инструкция: Послушай и скажи, какое из этих слов длиннее? (короче?) Почему? Можно сделать из бумаги длинную и короткую полоску. 

 

Речевой материал: час – минута, удав – гусеница, карандаш – карандашик, усы – усики, хвост – хвостик, ёж – черепаха, лось – крокодил и т.п.


 

«Закончи слово»

 

Инструкция: Я начну слово, а ты продолжи и назови слово целиком. 

 

Речевой материал: бума…(га), маши…(на), газе…(та), теле…(фон), гусе…(ница), Бура…(тино), коф…(та), бел…(ка), ту…(ча), ру…(ка) и т.п.


 

«Угадай начало слова»

 

Инструкция: Я скажу конец слова, а ты угадай его начало и назови всё слово. 

 

Речевой материал: (кар)…тошка, (бу)…тылка, (мы)…шонок, (ска)…калка, (бо)…тинки, (пис)…толеты, (ба)…тарейка, (жур)…налы, (ав)…тобусы и т.п.


 

«Слова перепутались»

 

Инструкция: Попробуй отгадать и назвать слова, части которых перепутались.

 

Речевой материал: ва – тык (тыква), ли – туф (туфли), ка – нит (нитка), вы – бук (буквы), дюк – ин (индюк), фта – ко (кофта), ки – тап (тапки), ка – ут (утка), га – кни (книга), блик – бу (бублик) и т.п. 

 

Учитель логопед ЧДОУ ДС "Счастливое детство" Быкадорова Елена Александровна  

Вернуться к списку